© 2024 НТЦ Вектор

Зоны санитарной охраны (ЗСО) — территория, включающая источник водоснабжения и/или водопровод, иной объект. ЗСО состоит из поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны, например, для артезианских скважин охраны подземных вод от загрязнения.
Необходимость разработки настоящего проекта регламентирована Федеральным Законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ст. 74, ст. 104) и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02: зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:
• Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
• Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Стоит отметить, что разработка проектов ЗСО осуществляется только для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Для источников водоснабжения технического назначения установление зон санитарной охраны не требуется.
Установленные проектом границы зон санитарной охраны согласовываются в органах Роспотребнадзора. Утвержденный проект зон санитарной охраны является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.
Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
Разработка проекта зон санитарной охраны
При разработке проекта ЗСО можно выделить следующие основные этапы:
• Сбор и анализ исходной информации. Выезд специалиста для проведения обследования санитарно-технического состояния водозаборных сооружений (скважин) и прилегающей территории;
• Разработка проекта ЗСО – разработка проекта на основании результатов обследования и полученных данных Заказчика, а также фондовых материалов региональных исследований;
• Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации и получение положительного экспертного заключения;
• Согласование проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения;
Согласование проекта ЗСО
Согласование проекта ЗСО осуществляется в следующем порядке:
• Утверждение проекта зон санитарной охраны Заказчиком;
• Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации с получением положительного экспертного заключения;
• Согласование в территориальном Управлении Роспотребнадзора с получением положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормативам;
В составе проекта обязательной частью является перечень предусмотренных мероприятий, которые обязательно должны быть согласованны с собственниками земель, попадающими в радиусы второго и третьего поясов.
Сроки разработки и согласования проекта ЗСО
Срок разработки проекта ЗСО (без учета согласования в контролирующих органах) может составлять от 3х недель до 6 месяцев в зависимости от количества скважин и сложности объекта.
Сроки согласования в согласующих органах:
• Получение санитарно-эпидемиологического экспертного заключения – по условиям экспертных организаций (регламент не более 60 рабочих дней);
• Согласование проекта в Роспотребнадзоре – по условиям согласующих организаций (регламент не более 60 рабочих дней);
Сроки действия проекта ЗСО
Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
Ответственность за отсутствие проекта ЗСО
Проект ЗСО разрабатывается во исполнение действующего законодательства РФ:
• ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
• Закон «О недрах»
• СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Ответственность за отсутствие проекта ЗСО установлена статьями 8.13 – 8.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Статья 8.13. КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов»
• Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц -от 100 до 200 МРОТ).
• Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ).
Статья 8.14. КоАП РФ «Нарушение правил водопользования водных объектов»
• Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 15 до 20 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 до 20 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
Статья 8.15. КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств»
• Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ
Ответственность за отсутствие проекта ЗСО
1. Административный штраф за нарушение правил охраны водных объектов (КоАП ст. 8.13)
• должностные лица – от 1 000 до 2 000 руб.;
• юридические лица – от 30 000 до 40 000 руб.
2. Административный штраф за нарушение правил водопользования (КоАП ст. 8.14)
• индивидуальные предприниматели – от 20 000 до 30 000 руб.;
• юридические лица – от 80 000 до 100 000 руб.
3. Административный штраф за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (КоАП ст. 8.15)
• должностные лица – от 1 000 до 2 000 руб.;
• юридические лица – от 10 000 до 20 000 руб.
4. Уголовная ответственность за загрязнение вод (УК РФ №63, ст. 250)
Штраф от 80 000 до 200 000 рублей, или лишение права занимать определенную должность в течение 5 лет, или обязательные работы на срок от 120 до 240 часов, или исправительные работы на срок до одного года до двух лет, или арест на срок от трех месяцев до пяти лет.